«Музей в чемодане» первоклассников 8-й школы
Мы живем в веке современных технологий, интересных, новомодных вещей. Чего у нас только нет! С телефонами мы ходим по улицам, с навигаторами путешествуем по миру, наблюдаем за жизнью на планете со спутников, а при помощи интернет-соединений можем в любое время пообщаться со своей тетей, живущей в Америке.
А вот недавно на уроке литературного чтения в 1 классе наша учитель Анастасия Геннадьевна рассказывала нам о том, как жили люди в давние времена. Оказывается, у наших прабабушек и прадедушек не было ни телефонов, ни телевизоров, ни компьютеров, и лишь немногие ездили на личных автомобилях. Их быт был совершенно другим!
Совсем недавно в преддверии Международного дня семьи наша учительница предложила ученикам нашего 1 «В» класса принять участие в конкурсе «Музей в чемодане» и «погрузиться» в мир старинных вещей, хранящихся у нас дома. Меня и моих одноклассников заинтересовала эта тема. Мы попросили своих родителей помочь нам. Вместе с родителями мы искали дома, на даче в деревне старинные вещи, оставшиеся о наших прабабушек и прадедушек. Нас интересовал прежде всего вопрос «Как жили наши предки?». Ведь найденные старинные вещи могут рассказать нам о многом: какие приборы использовали наши прабабушки в быту, во что одевались, из какой посуды ели, и о многом другом.
Ребята нашего класса, побывав в образе ученых-историков, провели небольшие исследования о найденных старинных интересных предметах быта, и рассказали о них одноклассникам и другим ребятам школы.
Вышивка крестиком на льняной ткани «Царевна-лягушка»
Жолнерович Иван: Эту картину на сюжет известной народной сказки «Царевна-лягушка» вышивала моя прабабушка Жолнерович Галина Андреевна в 1958 году. Она жила в г.п. Радошковичи Молодечненского района. Мой папа рассказал мне, что эту картину прабабушка вышивала, когда качала маленьких детей в старинной люльке, подвешенной к потолку. В этой люльке спал младенец – мой дедушка Жолнерович Петр Петрович, который и родился в 1958 году. Это было тяжелое послевоенное время, и достать нитки-мулине тогда тоже было сложно. Но прабабушка так любила вышивать, что для любимого занятия всегда находила время и возможности. Ее старший сын ездил на рынок продавать молочные продукты, которые прабабушка делала сама из коровьего молока от своей коровы, и на вырученные деньги покупал дорогие по тем временам разноцветные нитки. Прабабушка вышивала много интересных рисунков на ткани. В основном, это были народные мотивы: изображения цветов, птиц. Папа рассказывал, что его мама говорила, что крестик на вышивке считался оберегом, способным защитить от сглаза и нечистой силы.
Ее детям – троим сыновьям – осталось много ее вышитых работ: наволочек на подушки с узорами, покрывал, ручников, скатертей, рубашек. От прабабушки моей бабушке Жолнерович Галине Витальевне досталась только эта картина. Картина вышита на льняной канве с равномерным переплетением нитей. Вышивать по такой канве трудно, т.к. она плотная и не имеет дырочек. Теперь эту картину бабушка передала моим родителям и мне. Сказала: «Передаю Ивану царевича-Ивана!». В своей семье мы очень дорожим этой старинной вещью. «Царевна-лягушка» украшает интерьер нашего дома на даче в деревне Подлесная Молодечненского района.
Ступка для специй
Жолнерович Иван: Этот предмет, внешне похожий на ведерко, – маленькая ступка. Вместе со ступкой – двусторонний пестик или толкушка, как называли его мои прабабушка, бабушка и мама. Это настольная ручная ступка. Ступка довольно тяжелая, сделана из специального металла – латуни. Она интересного желтовато-коричневого цвета. На нижней части ступки, у самого дна на металле выбита гравировка даты ее выпуска – 1910 год. Эта вещь довольно старая, ей 110 лет! Откуда она появилась в нашей семье, уже никто и не помнит. Ей пользовалась моя прабабушка Гайкович Евгения Генриховна в 1930-70-х годах в деревне Укропово Молодечненского района. Затем ступка досталась ее дочери, моей бабушке Жолнерович Галине Витальевне, а затем – моему папе, который женился на моей маме. Папа рассказал, что ему говорила его мама (моя бабушка), что в этой ступе толкли «хрэн да каубасы», тмин и разные пряности. Особенно ею пользовались в Рождественнский пост перед праздником Рождества, как его тогда называли Коляды. К празднику Коляд деревенские жители старались «падгадаваць парасят», чтобы потом из свинины делать дома ароматную колбасу с пряностями. Именно от добавленных в нее пряностей зависел вкус сделанной вручную колбасы. Сейчас мои бабушка и мама пользуется этой ступкой. Особенно она нужна, когда в деревне Укропово у моей бабушки моя семья делает колбаски из свинины, продолжая традицию со времен моей прабабушки. Мама говорит, что такие ароматные специи, которые перемалываются в этой ступке, не купишь в магазине. Круглый перец горошком мама сначала толчет, а затем растирает. Также растирает и сушеные грибы, травы и пряности. Иногда мама растирает (измельчает) толкушкой мак или кофейные зерна. Сваренный кофе получается очень ароматным и вкусным! Эта старинная вещь – гордость нашей семьи!
Угольный утюг
Земцов Матвей: Этот старинный угольный утюг достался нам от моей прабабушки Коляды Марии Иосифовны, которая родилась в годы войны, в 1942 году, в д. Сугвозды Воложинского района и прожила там до 2012 года. Ей утюг достался от ее мачехи Коляды Клавдии Францевны, которая еще в 1929 году купила его у заезжих в деревню цыган. Прабабушка передала утюг своей внучке, моей маме Земцовой Светлане Александровне, и поведала историю о том, как когда-то давно пользовалась этим утюгом. Такие железные утюги с горящими углями внутри появились давно. Этот утюг похож на небольшую печку: внутрь корпуса прабабушка закладывала раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, чтобы лучше горело. Также у утюга есть труба, видимо, тоже для лучшего горения. Чтобы снова разжечь остывшие угли, в отверстия дули или размахивали утюгом из стороны в сторону. Мама говорит, таким утюгом гладить было тяжело, но такая конструкция была необходима для глажки рубах из натуральной льняной ткани, которая была очень жесткой, и, чтобы ткань была хорошо разглажена, необходимо было утюг хорошо раскалить (нагреть). Мама также говорила, что такой утюг в те времена считался признаком достатка в семье, и прабабушка гордилась тем, что у нее был утюг. Затем несколькими годами позднее такие утюги появились уже во многих домах. Сейчас в нашей семье мы никак не применяем этот утюг, хотя, разогрев в печке угли, им можно гладить одежду, например, в условиях отсутствия электричества. Он является для нас просто памятной вещью. Глядя на него, мы вспоминаем всю историю возникновения и развития утюгов в России, Беларуси от цельнолитного чугунного до угольного, газового, спиртового и электрического.
Керосиновая лампа Feuer Hand syperbaby № 175
Цодова Кристина: Еще малышом-дошкольником, примерно 2 года назад у себя на даче в д. Заозерье Вилейского района мы с папой нашли несколько заинтересовавших нас старинных вещей, а на чердаке дома, который построил еще мой прадедушка, мне приглянулась вот эта старинная немецкая керосиновая лампа. Достаточно легкая по весу, имеет удобную ручку. Я подумала тогда, почему бы не забрать ее с собой в город? И вот в этом году, уже став школьницей, после урока русской литературы, где мы читали, как появился алфавит, откуда пришла к нам первая книга, как люди учились грамоте в старину, я вспомнила, что у меня тоже есть интересная старинная вещь, которая, возможно, также помогала кому-то когда-то читать. Отыскав дома в коробке старую керосиновую лампу, я задумалась: сколько же ей лет, кто ею пользовался и когда, где ее можно использовать сейчас, в современное время? Я решила побольше узнать о ней и поучаствовать в конкурсе «Музей в чемодане», принести ее в школу, чтобы показать и рассказать одноклассникам.
Это старинная немецкая керосиновая лампа. Называется Feuer Hand syperbaby № 175, что в переводе с немецкого означает «огненная рука». Лампа представляет собой светильник, сделанный из оцинкованного металла, который работает на керосине.
Она досталась мне от моего прадедушки, Дуровича Николая Димитровича, который родился в 1900 году и жил в д. Заозерье Вилейского района. Прадедушка был дедушкой моего папы и рассказал ему историю появления этой лампы в семье еще 30 лет назад, когда папа был маленьким. Затем папа рассказал мне.
Во время Великой Отечественной войны возле деревни Заозерье (ее еще называют Завозеры) проходили немецкие солдаты. После стычки с партизанами, которые жили в лесах рядом с деревней, немцы практически полностью сожгли деревню, мало жилых домов уцелело тогда. И моя прабабушка с детьми жили в уцелевшем сарае со скотиной, которую удалось уберечь, спрятав от фашистов. С тех времен, видимо, когда немецкие солдаты потеряли ее в нашей деревне, эта лампа появилась в нашей семье как трофей и служила моей прабабушке даже в послевоенное время, пока в деревне не появилось электричество. Прадедушка умер в 1946 году, отстроив дом недалеко от сгоревшего. Лампа осталась моим бабушке и дедушке, а затем и моему папе, как память, о тех тяжелых военных временах.
В ходе нашего участия в конкурсе и наших исследований мы с одноклассниками пришли к выводу, что все эти вещи ценны для нас прежде всего тем, что их можно применять в быту и сегодня. Более того, в определенных жизненных условиях они могут оказаться просто необходимыми! Так, в условиях отключения электричества и утюг, и керосиновая лампа вполне заменят нам их современные электрические аналоги. В латуниевой старинной ступке мама Ивана до сих пор толчет перец и разные травы, и затем использует как приправу в приготовлении блюд. А уже о вышитых картинах и говорить не приходится: они могут украшать интерьеры наших домов еще много десятилетий!
Наш «Музей в чемодане» получился очень интересным и познавательным! Благодаря старинным предметам быта мы немало узнали о жизни наших прабабушек, их бабушек, стали еще больше любить свой край, свою малую Родину, свою семью, ценить историю.
Жолнерович Иван,
Земцов Матвей,
Цодова Кристина,
учащиеся 1 «В» класса СШ № 8