Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Психолог рекомендует

Дата: 23 ноября 2012 в 13:22, Обновлено 1 ноября 2021 в 22:47
Автор: Митюль В. П.

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребенка

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Белорусским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

 Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние – влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

Административная ответственность. Кодексом РБ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере до десяти базовых величин.

Уголовная ответственность. Белорусское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

 Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...

1.   Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

2.   Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3.   Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4.   Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5.   Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6.   Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7.   Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8.    Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9.    Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10.  Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11.  Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.     

12.  Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если…?

13.  Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите  себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его  жизнь невозможна.

14.  Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.                                             15.  Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16.  Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17.  Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую  трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

Эмоциональное насилие - длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилие - длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

1.Запугивание ребенка:

• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;

• используют для запугивания свой рост, возраст;

• на него кричат;

• угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

2. Использование силы общественных институтов:

• религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

3. Использование изоляции:

• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

• унижают его достоинство;

• используют обидные прозвища;

• используют его в качестве доверенного лица;

• при общении с ребенком проявляют непоследовательность;

• ребенка стыдят;

• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

• угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение);

• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам;

• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным;

• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров.

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").

  Родителям о наказании:

Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.

Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Стоит ли бороться со стрессом?!

Стресс – как ветер: то затишье, то ураган. И избежать его невозможно – это естественная реакция организма на перемены. Однако, если вы постоянно находитесь в стрессе и «пережевываете» негативные мысли, пора срочно принимать меры.

Доказано, что тяжелая болезнь и свадьба, сдача экзаменов и поход в первый класс вызывают у человека одинаковый по силе стресс! А все потому, что это защитный механизм. Тело воспринимает любое изменение как опасность и мобилизуется: выделяет гормоны, в первую очередь, адреналин, активизирует работу сердца, углубляет дыхание, интенсивно расщепляет жир. Действие стрессовой ситуации разворачивается, как в пьесе: завязка, кульминация, развязка. Для здоровья важно, чтобы все стадии следовали одна за другой быстро или хотя бы неотвратимо. Это «хороший» стресс или эустресс. Но если развязка никак не может наступить, происходит истощение нервной системы со всеми вытекающими последствиями: упадком сил, бессоницей, головными болями, сердечными приступами. Психологи называют этот «плохой» стресс дистрессом. Как помочь себе  в таком случае?

                         Жить, а не существовать!

Важно понимать, что на протяжении сложного периода нужно продолжать жить. Не замирать, не влачить жалкое существование, а именно жить. Перенести эмоциональный груз стресса через отрезок. Причем без потерь для собственной психики. Конечно, на это потребуется время: от нескольких дней (если это незначительный конфликт) до года (если речь идет о потере близкого человека). Не забывайте: ничего не бывает навсегда – это закон жизни. Даже на знаменитом кольце царя Соломона, прославившегося поэтическим талантом и мудростью, было написано: «И это пройдет!»

Продолжайте заниматься   ежедневными делами, только не безучастно, как робот, а старайтесь чувствовать, доставлять себе маленькие удовольствия от вкусной еды, горячего чая, движений своего тела, дыхания, тепла окружающих людей, сменяющихся картин природы, веселых игр домашнего питомца…  Оживляйте себя! Это путь к осознанной жизни. И надежный способ «не провалиться» в дистресс.

Однако, если эти рекомендации не дают сильного эффекта, выработайте план действий по борьбе со стрессом и следуйте ему неукоснительно.

                              План действий

1.Постарайтесь расслабиться.

Вам поможет прохладная вода – она как бы смывает напряжение. Пейте вволю. Можно еще подержать под струей прохладного душа руки (кисти и запястья до локтей). Другой верный антистресс – свет. Солнце и живой огонь (свеча, костер) разгоняют мрак в душе. Аромалампа еще и помогает выровнять дыхание, снять спазм.

2.Проявите свои эмоции и чувства.

Не просто криком и слезами (хотя иногда это тоже полезно!), а различая их. Задавайте себе вопрос: «Что я чувствую?». И отвечайте на него вслух: «Я злюсь…», «Я возмущена…» и т.п. Так снижается внутренний накал эмоций, вы даете им выход.

3.Попробуйте пошутить над «проблемой».

Если не получается – убедите себя улыбнуться. Специалисты установили: даже если у человека плохое настроение, работа лицевых мышц включает генетически заложенный  механизм обратной связи и улучшает настроение.

4. Не замыкайтесь!

Одиночество – не лучший помощник в борьбе со стрессом. Обсудите свои печали с близкими людьми. Вам нужна их поддержка.

5. Помните: стресс – это не то, что с вами произошло, а то, как вы на это реагируете.

Поэтому винить себя, «переживать» события, «зависать» в прощлом – не нужно! Это путь к депрессии, апатии, болезням. Оно вам нужно?

6. Займитесь рутинным, но приятным делом.

Можно переставить книги, пересадить цветы. Или начните творить: вязать, вышивать, раскрашивать, рисовать, лепить. Это подарит вам спокойствие и уверенность в своих силах.

7.Старайтесть мыслить позитивно, тянитесь к свету душой.

Если накал эмоций велик, обратитесь за помощью: сходите в храм и поговорите со священником, обратитесь к психологу.

8. Больше двигайтесь.

Прогулки, плавание, шейпинг, аэробика, фитнес, танцы, ролики, велосипед помогают избавиться от лишнего адреналина и способствуют выделению гормона счастья – дофамина.

9.Правильно питайтесь.

Чемпионы по борьбе со стрессами – персики, виноград, груша, киви, грейпфрукт и другие цитрусовые, красный перец, бананы, кориандр, базилик.

Анкета для учащихся  8-11 классов

Рекомендации матерям

Агрессивность у детей     

Условия возникновения агрессивного поведения подростков

Взаимодействие родителей и детей, направленное на профилактику преступлений и правонарушений среди детей

Профилактика детско-родительских конфликтов

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был здоровым и счастливым

  1. Любите своего ребенка! Общайтесь с ним и постоянно показывайте своими словами и жестами, что Вы его слышите, понимаете и поддерживаете.

2.  Научите ребенка, выражать свои чувства, чтобы он не боялся их, ко гда он станет большим и понимал чувства других людей.

3.  Дайте Вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по дому, ощущает себя важной частью семьи и испытывает чувство удовлетворения, выполняя свои обязанности.

4.  Одобряйте и хвалите ребенка, даже за небольшие  успехи. Его упорство и успехи сделать что-то самостоятельно важнее результатов.

5.   Если Вы рассержены на Вашего ребенка, оценивайте его поступок, а не его личность.

Конфликт взрослых и детей, описанный еще Тургеневым в известном романе, связан с юношеским максимализмом и критическим отношением к собственным родителям, с выпячиванием и застреванием на их недостатках. С другой стороны многим родителям сложно понимать своего взрослеющего ребенка, они продолжаю разговаривать с ним «находясь на  девятом этаже,  будучи не в состоянии спуститься на первый», к своему опыту переживаний подросткового возраста.

Предлагаем вам для чтения некоторые книги, рекомендованные психологами:

1. «Общаться с ребёнком. Как?» Гиппенрейтер Ю. Б.

2. «Шпаргалка для взрослых» Лютова Е. К. Моника Г. Б.

3.«Как быть родителями» Спиваковская А. С.

4. «Наши неуправляемые подростки» Булгаков А

5. « Когда ваш ребёнок сводит вас с ума» Эда Ле Шан.

Пошаговая система поведения в конфликте

(подсказка для родителей)

1.Коротко, в одном предложении, ясно и спокойным тоном сформулируйте то, что Вы хотите сказать ребенку. Обсуждайте ситуацию не унижая достоинства ребенка.

Сегодня звонили из школы и мне сказали, что ты не был там уже неделю.

Мне сообщили знакомые, что видели вчера тебя в дурной компании и ты был пьян.

2.Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации, используя  "Я - высказывание", говорите о том, что Вы чувствуете:

"Я обеспокоена, когда слышу это"

"Я огорчена этим"

"Я так волнуюсь за тебя"

3.Укажите на те возможные последствия, которые Вы видите.

"Я боюсь, что ты не сможешь закончить школу и не сумеешь обеспечивать себя в жизни. Возможно, твоя жизнь сложится так же, как у нашего соседа, который живет один, нигде не работает и вечно голодает".

"Я боюсь, что в этой компании ты попадешь в неприятную историю, так же, как Коля из соседнего подъезда, который вернулся из тюрьмы инвалидом и теперь не может даже создать семью".

"Я беспокоюсь за тебя каждый вечер, когда ты поздно приходишь. Я боюсь, что если ты продолжишь шататься по улицам в этой компании, тебя когда-нибудь изнасилуют, так же, как это случилось со Светой".

4.Признайте Ваши затруднения в решении проблем Вашего ребенка, переложите ответственность за его поступки на самого ребенка:

"Я хочу, чтобы ты хорошо закончил школу, но я знаю, что не могу  все время контролировать тебя - ты сам отвечаешь за это и за свою последующую жизнь".

"Я хотела бы видеть тебя к 22.00,  но я знаю, что не могу тебя заставить выполнить это. Ты сама принимаешь решения и только ты отвечаешь за них".

5.Предложите своему ребенку помощь, если он показывает Вам, что нуждается в ней и готов ее получить.

6.Обязательно скажите Вашему ребенку, что Вы верите в него и в то, что он примет верные решения, касающиеся его жизни.

Безопасность вашего ребенка 

            Уважаемые родители! Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем большая вероятность, что он их запомнит и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать. Вот некоторые правила, которые дети должны постоянно помнить.

Правила для детей.

«Если ты на улице»

1. Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи свой маршрут движения.

2. Во время игр  не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.

3. Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.

4. Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обра­тись к любому взрослому человеку.

5. Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя у остановки.

6. Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.

7. Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.

8. Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.

9. Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.

10. Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает  насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик - твоя форма защиты!

«Если ты дома один»

1. Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.

2. Если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо от того, один ты дома или с близкими).

3. На ответ «Я» дверь не открывай, попроси человека назваться.

4. Если он представляется знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз и позвони родителям.

5. Если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни, что он неправильно записал нужный ему адрес, и позвони родителям.

6. Если незнакомец представился работником ЖКХ, почты, милиции или другого учреждения, не открывая двери, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.

7. Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или «скорой помощи», не спеши открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.

8. Если на лестничной площадке собралась компания, распивающая спиртные напитки и мешающая твоему отдыху, не вступай с ней в конфликт, а вызови милицию.

9. Вынося мусорное ведро или отправляясь за газетой, посмотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи твоей квартиры; выходя, запри дверь.

10. В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и на сколько ты ушел.

Уважаемые родители, помните о том, что в настоящее время дети очень часто становятся жертвами преступников. Научив ребенка правилам безопасности, вы можете спасти ему жизнь.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО,

ЧТОБЫ РЕБЁНОК УЧИЛСЯ ХОРОШО

1.       Не допускайте разных требований в семье со стороны отца и матери: разные требования и отношения к детям развращают их, делают неискренними.

2.       Создайте рабочее место для школьника в семье (комната, стол, часть стола), следите за аккуратным содержанием рабочего места, учебных пособий, за чистотой  опрятностью и дисциплиной детей. Вместе с ребенком вывесите расписание уроков и режим дня у рабочего места.

3.       Примерный режим дня. Продумайте такой режим дня, чтобы в него были включены не только подготовка домашних заданий, но и прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями и родственниками, спортивные занятия и кружки, а также свободное время для игр, доставляющих ребенку удовольствие.

4.       Учитывайте интересы детей, организуйте разумное удовлетворение их интересов. Не пренебрегайте ими, а пользуйтесь как средством внутреннего роста и развития ребенка. Поощряйте чтение, интерес к театру, пению, музыке, рисованию, радио, технике, природе, шахматам, танцам, физкультуре, к разным практическим работам.

5.       Умейте прощать ребенка и терпеливо помогать ему в исправлении сделанных ошибок, старайтесь объяснить неправильность его поступка. Не забывайте, что ребенок имеет право на ошибку.

6.       Не реже одного раза в месяц посещайте школу. Узнавайте о поведении и успехах своих детей. Общайтесь с классными руководителями.

7.       Не говорите ничего плохого о школе и педагогах в присутствии учащихся. Старайтесь привить любовь и уважение к школе и учителю. Спорные вопросы разрешайте в школе лично без участия детей.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.