Существует формула выбора профессии, которая состоит из трех следующих друг за другом факторов
1-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности. Кто-то из вас склонен к активной деятельности, а кому-то нравиться выполнять работу, требующую внимания, усидчивости. Здесь же необходимо учитывать уровень ваших знаний и личные способности, осведомленность в разных областях деятельности, уровень интеллектуального развития. Большое значение при выборе профессии имеет и материальное состояние семьи. Этот фактор можно назвать одной фразой
«ЧТО Я МОГУ»?
2-й фактор включает в себя специфику регионального рынка труда, спрос на данную профессию, а также возможность построения профессиональной карьеры, в том числе, освоения смежных специальностей. Этот фактор можно назвать одной фразой
«ЧТО НАДО»?
3-й фактор включает в себя знание личных потребностей: области профессиональных интересов, уровня притязаний в профессиональных достижениях. Склонности, желания. Этот фактор можно назвать одной фразой
«ЧТО Я ХОЧУ»?
ПРОФЕССИЯ – это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – это вид занятий в рамках одной профессии.
ДОЛЖНОСТЬ - это место, занимаемое человеком в организации, производственной структуре (завод, колхоз и т.д.). Она увязывается с определенными обязанностями, соответствующими уровню профессиональной подготовки и квалификации рабочего.
КВАЛИФИКАЦИЯ – это уровень профессионального мастерства. Выделяют формальную и реальную квалификации. Формальная квалификация значится в документе, полученном при аттестации работника. Реальная квалификация- это уровень мастерства, которого работник достиг.
ПРОФЕССИИ можно разделить на пять типов в соответствии с предметом труда (предмет труда- то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т.д.).
1. ЧЕЛОВЕК- ПРИРОДА. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Представителей этого типа объединяет одно очень важное качество - любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, а деятельная, созидательная, связанная с познанием ее законов, применением их, а также сохранением природных условий. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы буде работать, или как месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом. Специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, держать в уме очень много сведений о природе. Современные профессии данного типа: ландшафтный дизайнер, ветеринар, фармацевт.
2. ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА. Обладатели профессий данного типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий, аккуратность. Большое значение здесь имеет такое качество, как практическое мышление человека - техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты. Современные профессии данного типа: автослесарь, монтажник информационных (компьютерных) сетей, строительные специальности, технолог, инженер.
3. ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК. Предметом интереса специалистов данного типа профессий являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Возможные действия, которые может совершить специалист, работающий с людьми: обучение, воспитание, управление, обслуживание, исследование. Главное содержание труда в профессии этого типа - взаимодействие между людьми. Качества необходимые для работы с людьми: устойчивое хорошее настроение, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать состояние, намерения другого человека, терпение, умение находить общий язык с разними людьми. Современные профессии данного типа: продавец- консультант, менеджер (администратор, офис- менеджер, по персоналу, по продажам, по рекламе и.т.д.), официант, психолог.
4. ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА. Представителей профессий данного типа занимают различные языки, условные знаки, схемы, символ,, цифры, формулы, информация (текстовая, числовая, компьютерная). Специалисту который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, отвлечься, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, уметь представить их сущность схематически. С другой стороны не менее важно увидеть в схеме, графике, формуле «жизнь», то есть те реальные объекты или явления, которые стоят за условными обозначениями. Для этого необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений и сосредоточиваться на сведениях, которые они несут в себе. Важные качества специалиста: внимание, умение сосредоточиться, терпимость к монотонной, иногда даже к рутинной деятельности. Современные профессии данного типа: программист, системный администратор, редактор, специалист по защите информации, переводчик, лингвист, экономист, аудитор.
5. ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. Данные специалисты работают с явлениями, фактами художественного отображения, действительности или сами создают эти факты, новые образы. Это может быть изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность. Специфическое требование, которое предъявляется к профессии данного типа, - наличие задатков, способности к определенному виду творчества ( рисованию, пению, писательскому искусству и т.д.), которые проявились достаточно рано. Речь идет о том, что мы в обычной жизни называем талантом. Кроме этого, важны творческое воображение, образное мышление, трудолюбие. Современные профессии данного типа: дизайнер ( рекламный дизайнер, дизайнер по интерьеру, дизайнер - модельер), стилист, актер, режиссёр, ди-джей.
Семь этапов принятия решения о выборе профессии.
- Составить список подходящих профессий. Составить список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.
- Составить перечень требований к выбираемой профессии.
Составить список своих требований:
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и жизненные цели;
- выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желаемый уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- характер и условия труда
3. Определите, насколько все перечисленные требования значимы для вас.
4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у вас к профессиям, существуют требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5.Подсчитать и проанализировать результаты.
6. Проверить результаты. Убедитесь в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, друзьями, психологом
7.Определите основные практические шаги к успеху.
Ошибки при выборе профессии
1.Выбор профессии под давлением мнения родителей без учета своей индивидуальности.
2. Предрассудки чести (некоторые профессии, важные для общества, считаются недостойными, неприличными).
3. Выбор профессии под влиянием друзей (за компанию, чтобы не отстать, как все).
4. Перенос отношения к человеку (представителю профессии) на саму профессию - подражание идеалу.
5. Увлечение внешней стороной профессии или какой-то частностью.
6. Отождествление школьного предмета с профессией.
7.Устаревшие представления о характере труда.
8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личностных качествах.
9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, игнорирование медицинских противопоказаний.
10 Выбор профессии наугад, надеясь на случай.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
Классификационный признак: Предмет труда (типы профессий) |
||||||||||
Виды и характер труда |
||||||||||
Т |
П |
Ч |
З |
Х |
||||||
Человек- техника |
Человек- природа |
Человек- человек |
Человек- знаковая система |
Человек- художественный образ |
||||||
Классификационный признак: Цель труда (классы профессий) |
||||||||||
Виды и характер труда |
||||||||||
Г |
Пр |
И |
||||||||
Распознавать, различать, определить, оценить, разобраться, проверить |
Преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить |
Изобрести, придумать, найти новый способ, решения |
||||||||
Классификационный признак: Орудия труда (отделы профессий) |
||||||||||
Виды и характер труда |
||||||||||
Р |
М |
А |
Ф |
|||||||
Ручные (непосредственное выполнение функции) |
Механизированные (управление машинами, механизмами) |
Автоматизированные (управление станками, устройствами) |
Использование функциональных средств организма |
|||||||
Классификационный признак Условия труда ( группы профессий) |
||||||||||
Виды и характер труда |
||||||||||
б |
о |
и |
м |
|||||||
Условия бытового типа |
Работа на открытом воздухе |
Необычные условия труда |
Условия с повышенным уровнем моральной ответственности |
|||||||
Восемь факторов выбора профессии
1) Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
2) Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно еще, чтобы оно получалось. А для этого нужны определенные способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны еще и музыкальные способности.
3) Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, то есть то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьем решающее значение имеет место жительства, в четвертом – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения.
Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.
4) Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе старшеклассником профессии. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но в то же время это не единственный фактор выбора.
5) Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает. Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно, важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные профессии.
6) Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, то есть то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, чего хочет достичь, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий, «жизненную перспективу»: специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы, как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры». Важным является изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или (для начала) в специальный кружок – все это позволит составить представление о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, то есть трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные варианты на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавят от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.
7) Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний (профессиограмм). Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств труда трудится тот или иной работник, но и с тем, какие личные качества от него требуются.
8) Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои знания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий