Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

Рекомендации для родителей по профилактике нарушений осанки и остроты зрения

Дата: 4 апреля 2017 в 10:29, Обновлено 19 мая 2017 в 08:11
Автор: Митюль В. П.

мероприятия по профилактике плоскостопия

(рекомендации для родителей)

С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение и выполняет ряд важных функций: опорную, рессорную (амортизационную), двигательную, балансировочную. Уплощение свода стоп влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушения осанки. Плоскостопие – деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода. Суммарное количество отклонений от нормы (уплощенная и плоская стопа) в возрасте от 11 до 14 лет составляет у мальчиков от 55,6% до 70,2%, у девочек – от 60,8% до 75,9% (С.В. Шеренда, 2000).По данным разных авторов, плоскостопие у детей составляет от 20 до 40%. В большинстве случаев эта деформация стопы является приобретенной, так как врожденная плоская стопа является следствием нарушения развития плода и встречается редко. По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное и поперечное. Факторами развития плоскостопия являются избыточный вес, наследственно-конституциональная предрасположенность, слабость мышечно-связочного аппарата стоп, дисбаланс мышц голени, неправильно подобранная обувь и др.

В начальной стадии заболевания дети жалуются только на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или статической нагрузки. Затем боль усиливается, появляется деформация стоп, удобную обувь становится подобрать все труднее, сильнее стаптывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая нагрузка, стопы отекают.

Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора происходит на внутренние свод с отделением переднего отдела стопы. При плосковагульсной стопе отклоняется пятка и передний отдел стоп кнаружи в виде буквы «Х», появляются болевые точки:

  • на подошве, в центре внутреннего продольного свода;
  • на тыльной поверхности стопы;
  • под лодыжками;
  • в мышцах голени, вследствие их перегрузки;
  • в коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением нормальной биомеханики статики и динамики;
  • в области поясницы.

В целях профилактики плоскостопия необходимо выполнение комплекса мероприятий.

Во-первых, важно предохранять детей от хронических, часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит, и к ослаблению мышц туловища и конечностей, в том числе стоп. Необходимо обеспечить гармоничное физическое развитие ребенка с правильно организованным режимом и максимальным использованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по неровному грунту, закаливание стоп).

Во-вторых, нужно уделить достаточное внимание воспитанию биомеханически рационального навыка ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).

В-третьих, обувь должна отвечать гигиеническим требованиям:

  • обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию;
  • обладать эластичностью и не нарушать правильного передвижения;
  • быть достаточно прочной, жесткой и устойчивой;
  • соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую прокладку и достаточное пространство для пальцев;
  • каблук должен быть невысоким (2-4 см) для равномерного распределения веса тела на передний и задний отделы стопы (длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к изменению угла наклона тела и соответственно к нарушению осанки тела с искривлением позвоночника).

Для правильного функционирования сумочно-связочного аппарата стоп важно:

  • не носить мягкую обувь, например валенки, чешки, мягкие сандалии без задника, а также обувь с низким носком;
  • не носить обувь на босую ногу, оберегать стопы от механических воздействий.

В-четвертых, необходимо обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей (шерсти, хлопка), либо с максимальным вложением натуральных волокон; быть гигроскопичными и соответствовать размеру стопы. Нужно научить детей подстригать ногти по прямой линии, чтобы давление стенок обуви на края овально остриженных ногтей не вело к их врастанию.

Главное в профилактике плоскостопия – хорошо организованный двигательный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой и закаливанием.

Из средств реабилитации наиболее целесообразно использование гимнастики и ортопедического лечения. Особенно эффективна коррекция в период ростовых сдвигов, то есть во время формирования опорно-двигательного аппарата.

Первостепенное значение необходимо уделить обуви. Она должна быть устойчивой, плотно охватывать стопу, но не жать, чтобы не вызывать местного нарушения кровообращения. Вредно носить как тесную, так и чересчур просторную обувь, которую иногда покупают детям «на вырост», что вызывает потертости и портит походку. Обувь без каблука или, наоборот, на слишком высоком каблуке и с узким носком также не годится, так как центр тяжести тела перемещается вперед, основная нагрузка падает на передний отдел стопы, мышцы и связки перенапрягаются.

Но иногда одной лишь рациональной обуви для коррекции плоскостопия недостаточно. Тогда назначаются супинаторы или ортопедическая обувь. Они облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, но пользоваться ими постоянно не рекомендуется, супинаторы используются в период длительного пребывания на ногах, во время прогулок, экскурсий и др.

Ортопедическая обувь не исправляет деформацию, а улучшает статику ребенка и предотвращает возникновение неправильного фиксированного положения стопы.

В домашних условиях можно периодически проводить курс профилактики в виде контрастных ножных ванн в течение двух недель. Для этого используются две емкости с горячей (40-450С) и холодной (20-220С) водой. Попеременно погружая на 10 секунд то в горячую, то в холодную воду в течение 10-15 минут, мы тренируем мышцы и сосуды нижних конечностей.

Особенно важно систематически выполнять специальные гимнастические упражнения для формирования сводов стоп.

Упражнения, используемые для коррекции

продольного и поперечного плоскостопия

в различных исходных положениях

Упражнения в ходьбе

  • ходьба на носках;
  • ходьба на наружном своде;
  • ходьба «гусиным шагом»;
  • ходьба на носках в полуприседе;
  • ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь;
  • ходьба на носках с высоким подниманием бедер;
  • ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев;
  • ходьба по ребристой доске;
  • ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек;
  • ходьба по наклонной плоскости на носках;
  • ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы;
  • танцевальные шаги на носках;

Упражнения в исходном положении стоя

  • приподнимание на носках вместе и попеременно;
  • перекат с пятки на носок и обратно;
  • полуприсед и присед на носках;
  • полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе;
  • поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног;
  • присед, стоя на гимнастической палке;

Упражнения в исходном положении сидя

  • сед, ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно;
  • сидя, тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;
  • сидя, поднимание пятки одной ноги и носка другой;
  • сидя, захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание;
  • сед по-турецки;
  • подгребание пальцами матерчатого коврика;
  • перебрасывание друг другу мячей ногами.

Упражнения в исходном положении сидя

  • лежа, оттягивание носков;
  • лежа, стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно;
  • лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга, - отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы;
  • лежа, круговое движение стоп;
  • лежа, скольжение стопой по голени другой ноги;
  • лежа на животе, отжимание от пола, ноги на носках;
  • лежа на спине, поднимание прямых ног, носки на себя;
  • лежа, плавание стилем «кроль».

Кроме этого полезно летом чаще ходить босиком по песку, мелкому гравию, кататься на велосипеде, зимой кататься на лыжах. Из видов физических упражнений рекомендуются занятия плаванием, спортивными играми с мячом, лыжным спортом. Уделять внимание закаливанию и общему двигательному режиму. Воспитывать навыки правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе и статических нагрузках.

Подвижные игры при плоскостопии

  1. «Сборщик» - собрать пальцами ног носовой платок и перенести его с одного места на другое (можно использовать любые мелкие предметы).
  2. «Гусеница» - кто быстрее, сидя на гимнастической скамейке, пересечет контрольную линию стопами, подтягивая пятку к носку.
  3. «Художник» - сидя на стуле или гимнастической скамейке, захватить между первым и вторым пальцами ног карандаш и нарисовать на листе бумаги картину; затем устроить выставку картин.
  4. «Барабанщик» - сидя, постукивание пальцами стоп по полу.
  5. «Эквилибрист» - сидя, прокатывание теннисного мяча вправо-влево и по кругу областью внутреннего продольного свода правой, затем левой стопы.
  6. «Кораблик» - сидя, перекатывание теннисного мяча между сводами стоп, держа ноги на весу (кто дольше?).
  7. «Маляр» - сидя, проглаживание областью внутреннего продольного свода одной стопы по голени другой стопы.

1 – сборщик

2 – гусеница

3 – художник

4 – барабанщик

5 – эквилибрист

6 – кораблик

7 -  маляр

мероприятия по профилактике нарушений

осанки и остроты зрения школьника

(рекомендации для родителей)

Неправильная осанка – это не только функциональное состояние или пагубная привычка, которой можно избежать, периодически поправляя ребенка, а анатомо-функциональное состояние опорно-двигательного аппарата организма. Причины нарушений осанки многочисленны. Одним из факторов риска является низкая силовая выносливость всех мышц, другим – значительная разница в показателях выносливости мышц спины и брюшного пресса. Определенное значение может иметь анатомическая несостоятельность костей стопы, так как ребенок, уставая, меняет опорную конечность и может стоять практически на одной ноге, разгружая другую. Тем самым меняется положение позвоночника и создается асимметрия мышц правой и левой половины тела.

Основным средством профилактики нарушений осанки является лечебная физкультура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим, а также лечебную гимнастику. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены школьнику дома, а лечебную гимнастику необходимо выполнять как в домашних условиях, так и в условиях образовательного учреждения или детской поликлиники под руководством и контролем квалифицированного методиста или врача ЛФК.

Тесная взаимосвязь нарушений осанки и нарушений остроты зрения позволяет объединить мероприятия по профилактике в единый комплекс.

Основные профилактические мероприятия:

  1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучить спать ребенка на спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком». Сон должен быть не менее 8-10 часов в хорошо проветренном помещении. Приходя из школы, после обеда ребенок должен лечь отдохнуть час-полтора, для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.
  2. Рабочее место в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.

Основные требования, предъявляемые к мебели:

  • высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен быть на уровне наружного угла глаза);
  • высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 900;
  • обязательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при занятиях в статическом положении.
  1. Необходимо контролировать рабочую позу во время письма и чтения, чередование видов деятельности, процесс приготовления домашних заданий, режим работы за компьютером, отдых ребенка.
  2. Следует бороться с порочными позами, такими, как косое положение плечевого пояса при письме; левая рука свешена со стола; косое положение таза; ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу; привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.
  3. Объяснить ребенку, почему нельзя носить портфель в одной и той же руке, а лучше купить вместо портфеля ранец или рюкзак. Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).
  4. Освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.
  5. Освободить ребенка, имеющего нарушения зрения, от дополнительных занятий, связанных с нагрузкой на зрительный анализатор.
  6. Обеспечить активный отдых школьника во внеучебное время с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
  7. Обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов, богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда, овощей, ягод и фруктов.
  8. Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить сладости, шоколад и какао, употребление которых может явиться причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого обмена.
  9. Строго выполнять врачебные назначения и рекомендации по лечению и коррекции выявленных нарушений осанки и остроты зрения.
  10. Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку. Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть.

Приложение 8

Комплекс мероприятий по профилактике нарушений Опорно-Двигательного аппарата и Остроты зрения

Группы наруше-ний

Направления работы

врачи-специалисты

медицинские работники школы

преподаватели

родители

Нарушения остроты зрения

Участковый педиатр, офтальмолог:

  • диагностика;
  • разработка схемы лечения и оздоровления;
  • диспансерное наблюдение;
  • оценка эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий.

Методист (врач) ЛФК:

  • методическое обеспечение занятий;
  • периодический контроль за организацией занятий.
  • Ранняя диагностика;
  • формирование «группы риска»;
  • формирование диспансерной группы;
  • гигиеническое обучение учащихся, родителей, педагогов;
  • контроль за организацией зрительного режима;
  • контроль за рассаживанием;
  • контроль за питанием и витаминизацией в школе;
  • контроль за ношением детьми очков в школе;
  • контроль за посещением групп ЛФК;
  • контроль за организацией занятий специальной медицинской группы;
  • анализ динамики заболеваемости.

Администрация:

  • обеспечение санитарно-эпидемического благополучия учреждения.

Педагоги:

  • раннее выявление;
  • рассаживание учащихся в соответствии с медицинскими рекомендациями;
  • контроль за правильной позой учащихся во время уроков;
  • профилактика зрительного утомления на уроке;
  • контроль за ношением очков;
  • обучение понятию «Орган зрения: строение, функции, профилактика заболеваний» (в рамках учебной программы, предметы «Человек и мир», «Биология», «Физика»).

Психологи:

  • психо-коррек-ционная работа

  • Рациональная организация режима труда и отдыха;
  • полноценное питание;
  • обеспечение оптимального статико-динами-ческого режима в домашних условиях;
  • выполнение медицинских назначений и рекомендаций по лечению и коррекции;
  • контроль за ношением очков.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Участковый педиатр, ортопед:

  • ранняя диагностика,
  • разработка схемы лечения и оздоровления;
  • диспансерное наблюдение;
  • оценка эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий.

Врач ЛФК:

  • методическое обеспечение занятий;
  • периодический контроль за организацией занятий.
  • Оценка физического развития, соматоскопических показателей;
  • формирование «групп риска»;
  • формирование диспансерной группы;
  • гигиеническое обучение учащихся, родителей, педагогов;
  • контроль за соответствием школьной мебели антропометриче-ским данным учащихся и рассаживанием;
  • медицинский контроль за организацией трудового обучения, уроков по предмету «Физическая культура и здоровье»;
  • медицинский контроль за организацией учебного процесса;
  • организация оздоровления учащихся в территориальной ЛПО;
  • контроль за соблюдением норм поднятия тяжестей;
  • контроль за посещением групп ЛФК;
  • контроль за организацией занятий специальной медицинской группы;
  • анализ динамики заболеваемости

Администрация:

  • обеспечение санитарно-эпидемического благополучия учреждения

Преподаватель физкультуры:

  • проведение уроков в соответствии с Учебным планом;
  • включение в содержание уроков упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия;
  • обучение комплексам корригирующей гимнастики;
  • контроль двигательных умений и навыков

Преподаватели:

  • рассаживание учащихся;
  • контроль за позой учащихся во время уроков, проведение физ-культминуток, ди-намических пере-мен;
  • организация и проведение «малых» форм физического воспитания;
  • контроль веса ранца с ежеднев-ным учебным комплектом
  • контроль за сменой обуви.

Психологи:

- психо-коррек-ционная работа

  • обеспечение здорового образа жизни;
  • сбалансирован-ное питание, обогащенное белками, макро- (Са, Р и др.) и микроэлементами, витаминами (Д3 и др.);
  • рациональная организация рабочего места;
  • выполнение медицинских рекомендаций по лечению, оздоровлению;
  • постоянный контроль за выполнением упражнений лечебной гимнастики, правильной осанкой, рациональной обувью и одеждой;
  • обеспечение детей необходимым инвентарем для корригирующих занятий

мероприятия по профилактике нарушений

осанки и остроты зрения школьника

(рекомендации для родителей)

Неправильная осанка – это не только функциональное состояние или пагубная привычка, которой можно избежать, периодически поправляя ребенка, а анатомо-функциональное состояние опорно-двигательного аппарата организма. Причины нарушений осанки многочисленны. Одним из факторов риска является низкая силовая выносливость всех мышц, другим – значительная разница в показателях выносливости мышц спины и брюшного пресса. Определенное значение может иметь анатомическая несостоятельность костей стопы, так как ребенок, уставая, меняет опорную конечность и может стоять практически на одной ноге, разгружая другую. Тем самым меняется положение позвоночника и создается асимметрия мышц правой и левой половины тела.

Основным средством профилактики нарушений осанки является лечебная физкультура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим, а также лечебную гимнастику. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены школьнику дома, а лечебную гимнастику необходимо выполнять как в домашних условиях, так и в условиях образовательного учреждения или детской поликлиники под руководством и контролем квалифицированного методиста или врача ЛФК.

Тесная взаимосвязь нарушений осанки и нарушений остроты зрения позволяет объединить мероприятия по профилактике в единый комплекс.

Основные профилактические мероприятия:

  1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучить спать ребенка на спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком». Сон должен быть не менее 8-10 часов в хорошо проветренном помещении. Приходя из школы, после обеда ребенок должен лечь отдохнуть час-полтора, для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.
  2. Рабочее место в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.

Основные требования, предъявляемые к мебели:

  • высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен быть на уровне наружного угла глаза);
  • высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 900;
  • обязательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при занятиях в статическом положении.
  1. Необходимо контролировать рабочую позу во время письма и чтения, чередование видов деятельности, процесс приготовления домашних заданий, режим работы за компьютером, отдых ребенка.
  2. Следует бороться с порочными позами, такими, как косое положение плечевого пояса при письме; левая рука свешена со стола; косое положение таза; ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу; привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.
  3. Объяснить ребенку, почему нельзя носить портфель в одной и той же руке, а лучше купить вместо портфеля ранец или рюкзак. Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).
  4. Освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.
  5. Освободить ребенка, имеющего нарушения зрения, от дополнительных занятий, связанных с нагрузкой на зрительный анализатор.
  6. Обеспечить активный отдых школьника во внеучебное время с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
  7. Обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов, богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда, овощей, ягод и фруктов.
  8. Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить сладости, шоколад и какао, употребление которых может явиться причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого обмена.
  9. Строго выполнять врачебные назначения и рекомендации по лечению и коррекции выявленных нарушений осанки и остроты зрения.
  10. Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку. Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.