Утверждено
Решение комиссии
по делам несовершеннолетних
Молодечненского райисполкома
26.03.2020 № 2
Алгоритм действий субъектов Молодечненского района, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними, по раннему выявлению преступлений против половой неприкосновенности
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.
Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию.
Действия, рассматриваемые как сексуальное насилие:
- действия, связанные с телесным контактом жертвы и насильника;
- действия, не связанные с телесным контактом жертвы и насильника (демонстрация порнографических материалов; непристойные, имеющие очевидную сексуальную направленность разговоры с детьми; понуждение ребенка раздеваться и т.д.).
Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть:
информация от ребенка;
информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
информация от специалистов учреждений образования;
информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
результаты медицинского осмотра;
дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.
1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Работники учреждений здравоохранения, учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
1.1.Физические признаки:
ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
синяки и/или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
жалобы на боль и зуд в области гениталий;
повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
недержание мочи;
болезни, передающиеся половым путем;
беременность.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка:
странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении:
трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
частая задумчивость, отстраненность;
постоянная депрессивность, грустное настроение;
нежелание принимать участие в подвижных играх;
непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
терроризирование младших детей и сверстников;
чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
отчуждение от братьев и сестер;
жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
прогулы занятий в учреждении образования;
внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
приобретение вещей и предметов, которые ранее им не могли позволить родители, законные представители (мобильные телефоны, планшеты и т.д.);
увеличение количества общений посредством мобильной связи и Интернета, с лицами, не являющимися их сверстникам;
появление денежных средств, в том числе и на средствах мобильной связи от посторонних лиц, происхождение которых дети не могут объяснить либо явно врут;
отказ посещать занятия, факультативы и др., резкое изменение отношения с положительного на негативное к лицу, которое проводило занятия, при этом не могут объяснить причину своего поведения;
отказ либо попытка избежать прохождения планового медицинского обследования;
стремление проводить больше времени на улице, в кругу друзей, в общении со взрослыми становятся замкнутыми;
боязнь взрослых, о происходящем насилии рассказывают «по секрету» своим близким друзьям, жалуются на боли половых и внутренних органов.
мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки;
отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности.
1.5. Появление невротических и психосоматических симптомов
беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
головная боль, боли в области желудка и сердца;
навязчивые страхи;
расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
2. При выявлении признаков (фактов) насилия в отношении ребенка необходимо:
2.1. Учреждению образования:
- педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя о произошедшем;
- руководителю учреждения образования - незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в управление по образованию для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и отдел внутренних дел райисполкома для принятия мер реагирования;
- провести социальное расследование; в случае подтверждения фактов насилия в отношении ребенка - признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
- педагог-психолог оказывает ребенку психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку согласно статьи 18 Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи».
Примечание: в случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем несовершеннолетнего, руководитель учреждения не информирует последнего.
2.2. Учреждению здравоохранения:
- медицинскому работнику, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя о произошедшем
- руководителю учреждения здравоохранения - незамедлительно сообщить по телефону 102 (затем, в течение дня, направить письменную информацию) о случившемся в отдел внутренних дел райисполкома, в управление по образованию райисполкома, комиссию по делам несовершеннолетних райисполкома.
3. Управлению по образованию:
- обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;
- при необходимости (в случае установлении факта насилии со стороны близких родственников, совместно проживающих членов семьи) принять решение об изъятии ребенка из семьи с целью разрешения вопроса о дальнейшем жизнеустройстве ребенка;
- в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье.
4. Отдел внутренних дел райисполкома:
- осуществляет изучение и анализ поступившей информации;
- в установленном порядке проводит проверку по представленной информации.
5. В качестве профилактических мер, направленных на недопущение совершения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, использовать в работе:
5.1 Управление по образованию:
- организация и проведение общешкольного родительского собрания по данной тематике;
- проведение классных часов, бесед по вопросу профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних;
- информационная беседа о существующей уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- изготовление листовок, памяток и другой печатной продукции по вопросам оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (информация о работе телефона доверия) «Умей сказать «НЕТ», «Как защититься от преступника», «Что нужно знать, чтобы не стать жертвой»;
- проведение уроков здоровья;
- проведение дней здоровья;
- размещение информации, телефонов доверия на стендах;
- дополнение в план воспитательной работы классных руководителей мероприятий по половой неприкосновенности.
5.2. Отделу внутренних дел райисполкома в пределах своей компетенции, в ходе работы по выявлению лиц, склонных к совершению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, проверять:
- лиц, проживающих отдельно либо имеющих возможность уединяться в отдельном жилом доме (дача, дом в деревне, здания религиозных общин и т.д.), в отношении которых поступила информация о том, что их периодически посещают несовершеннолетние:
для приобретения навыков рисования, моделирования или занятия каким-либо видом спорта и т.д. (разрешающие документы на проведение занятий с детьми отсутствуют);
с целью распития спиртных напитков, курения табака, просмотров запрещенных видеофильмов и т.д.;
- лиц, в отношении которых поступила информации о том, что они бесцельно посещают территорию детских образовательных и дошкольных учреждений, в которых не проходят обучение или воспитание их дети;
- асоциальных лиц, проживающих с женщинами (мужчинами), имеющих на воспитании несовершеннолетних детей;
- лиц, в отношении которых поступила информация о том, что они безвозмездно неоднократно передают посторонним детям какие-либо предметы (телефоны, игрушки, сладости и т.п.), а также постоянно оказывают им знаки внимания;
- лиц, в отношении которых поступила информация о том, что они открыто предлагают несовершеннолетним вступить в половую связь, принять участие в откровенной видео - фотосъемке, либо показать посторонним интимные части тела;
- осуществляет мониторинг популярных социальных сетей, тематических сообществ, групп, сайтов сети Интернет.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РАБОТНИКОВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРОТИВОПРАВНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ
Маркеры суицидального риска у несовершеннолетних (педагогам)
Алгоритм информирования о насилии в отношении детей
Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования в случае выявления сексуального насилия над ребенком
При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо:
1. Учреждение образования:
- педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;
-руководителю учреждения образования - незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;
-провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
-в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо: совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего.
Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно изъять ребенка из семьи.
Приложение к решению комиссии по делам несовершеннолетних облисполкомаот «31» марта 2015 г. №
Алгоритм действий специалистов учреждения образования по каждому факту самовольного ухода несовершеннолетнего из учреждений образования, в том числе интернатных, из семьи
Настоящий алгоритм определяет порядок действий органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определенных Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-з «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в случаях самовольного ухода несовершеннолетнего из интернатного учреждения или из семьи.
- Порядок действий должностных лиц учреждения образования при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего
1.1. Сотрудник учреждения образования при обнаружении факта самовольного ухода несовершеннолетнего незамедлительно должен принять меры по самостоятельному розыску несовершеннолетнего.
В случае если принятые меры по розыску не дали положительных результатов сотрудник обязан немедленно поставить в известность руководителя учреждения.
Руководитель в течение 30 минут с момента установления самовольного ухода по телефону сообщает в дежурную часть территориального РУ-ГО-РОВД после чего лично обращается с письменным заявлением.
В случае самовольного ухода несовершеннолетнего, находящегося на полном государственном обеспечении, в интернатном учреждении, либо замещающей семье руководителем (опекуном) незамедлительно направляется сообщение в органы опеки и попечительства. Заявление о самовольном уходе несовершеннолетнего из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дежурную часть органов внутренних дел подается руководителем учреждения образования, органом опеки и попечительства, либо лицом, являющимся опекуном или попечителем.
Справочно. При сообщении в дежурную часть о самовольном уходе необходимо указать следующие данные: фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего, дата рождения, рост, цвет глаз, волос, во что был одет, что при себе имел, сведения о родителях, знакомых и родственниках, адреса их проживания, имеющиеся номера телефонов, дату и время самовольного ухода, принятые меры по его розыску и их результаты, возможные причины ухода.
После регистрации письменного заявления о розыске несовершеннолетнего в отделе внутренних дел необходимо получить от дежурного, принявшего заявление, подтверждение о регистрации заявления.
1.2. в течение 2-х часов руководитель учреждения образования информирует отдел образования, спорта и туризма о самовольном уходе воспитанника;
1.3. руководители учреждений незамедлительно сообщают в отдел внутренних дел об открывшихся новых обстоятельствах розыска, о поступлении информации от родителей несовершеннолетних, самовольно покинувших семью, учреждение и т.д.;
1.4. при установлении несовершеннолетнего, при необходимости, ему оказывается психологическая помощь;
1.5. по каждому факту самовольного ухода проводится социальное расследование;
1.6. при необходимости (наличии оснований) готовится служебная записка на имя директора учреждения по устранению причин самовольных уходов и принятию мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам, допустившим упущения в работе, способствовавших самовольному уходу несовершеннолетнего;
1.7. вопрос о самовольном уходе и причинах послуживших рассматриваются на заседании совета профилактики, при необходимости принимается решение о постановке несовершеннолетнего на внутриучрежденческий контроль, либо о признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении.
1.8. учреждение образования ежемесячно (не позднее 02 числа месяца, следующего за отчетным) представляют в отдел образования, спорта и туризма информацию о самовольных уходах несовершеннолетних, анализ их причин и принятых мер;
1.10. отдел образования, спорта и туризма анализирует поступившую информацию о самовольных уходах несовершеннолетних из учреждений образования и ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным) направляют сведения в управление образования облисполкома с комплексом профилактических мер.
Алгоритм
взаимодействия сотрудников правоохранительных органов и педагогических работников учреждений образования при выявлении обучающихся, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества
Основные признаки потребления наркотиков:
заметное уменьшение или возрастание аппетита, жажды;
бледность, землистый цвет или покраснение лица, одутловатость, сальный цвет;
чрезмерно широкие или узкие зрачки;
круги под глазами;
сухость, шелушение, дряблость кожи, тусклость и ломкость волос;
сухость губ или повышенное слюноотделение;
потеря веса, тошнота, тремор, частый насморк, кашель;
появление нехарактерных запахов изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя);
следы от уколов и порезов (на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки);
появление предметов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул, таблеток (особенно снотворных или успокоительных), свертков, в том числе из фольги, полиэтиленовых пакетиков с «замками», желтых или коричневых пятен на теле или одежде, шприцев, игл, ампул, сухих частиц растений, закопченных ложек, похожих на пластилин комочков с сильным запахом;
появление таинственных звонков и странных разговоров по телефону, использование «шифра», жаргонных слов;
сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные ранее;
неустойчивость эмоционального состояния, подъемы настроения резко сменяются вспышками раздражительности, агрессии;
вялость, заторможенность, быстрая утомляемость, малая подвижность, сменяемые необъяснимым возбуждением, энергичность, бесцельные движения;
Порядок действий педагогов при обнаружении наркотиков:
- При подозрении в том, что подросток потребляет наркотики:
при проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов;
предложите показать подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные вещества на письменный стол, парту;
после предоставления содержимого вещей предложите подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух метров;
по возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного телефона;
внимательно следите за поведением подростка, так как в процессе предоставления содержимого вещей, последний может попытаться их уничтожить (съесть, сдуть, выбросить в окно и т.д.), не оставляйте его в помещении одного;
нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных веществ, самих веществ, так как это в дальнейшем может уничтожить вещественные доказательства;
не пытайтесь попробовать подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, так как это может навредить здоровью;
в последующем необходимо вызвать милицию по телефону 102 для приезда следственно-оперативной группы;
2. При появлении сведений об учащихся, потребляющих наркотики, мест потребления наркотиков, либо их реализации:
если подросток находится в состоянии наркотического опьянения, либо в неадекватном состоянии, необходимо обеспечить безопасность его и окружающих, обеспечить оказание медицинской помощи (вызов скорой помощи тел. 103), информировать родителей либо лиц их заменяющих и работников милиции;
при подозрении об употреблении наркотиков подростком, при наличии признаков их потребления, а также поступлении информации о местах возможного потребления и сбыта наркотиков направлять информационное письмо в территориальный ОВД;
в случае появления сведений, не терпящих принятия безотлагательных мер, информацию передать по телефону сотрудникам наркоконтроля либо инспекции по делам несовершеннолетних.
В помощь педагогу:
Если вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:
как можно лучше изучить специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических);
предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение);
с учетом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное;
позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.
Следует помнить!
Один наркоман способен втянуть в зависимость порядка 10 человек!