Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Алгоритм действий

Дата: 21 апреля 2020 в 09:12, Обновлено 21 апреля 2020 в 09:12
Автор: Митюль В. П.

Утверждено

Решение комиссии

по делам несовершеннолетних

Молодечненского райисполкома

26.03.2020 № 2

Алгоритм действий субъектов Молодечненского района, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними, по раннему выявлению преступлений против половой неприкосновенности

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.

Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию.

Действия, рассматриваемые как сексуальное насилие:

действия, связанные с телесным контактом жертвы и насильника;

- действия, не связанные с телесным контактом жертвы и насильника (демонстрация порнографических материалов; непристойные, имеющие очевидную сексуальную направленность разговоры с детьми; понуждение ребенка раздеваться и т.д.).

Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть:

информация от ребенка;

информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

информация от специалистов учреждений образования;

информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

результаты медицинского осмотра;

дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Работники учреждений здравоохранения, учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.

1.1.Физические признаки:

ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;

порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

синяки и/или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;

жалобы на боль и зуд в области гениталий;

повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;

инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;

повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

недержание мочи;

болезни, передающиеся половым путем;

беременность.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка:

странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;

чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;

сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

частая задумчивость, отстраненность;

постоянная депрессивность, грустное настроение;

нежелание принимать участие в подвижных играх;

непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

терроризирование младших детей и сверстников;

чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

отчуждение от братьев и сестер;

жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

прогулы занятий в учреждении образования;

внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;

неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

приобретение вещей и предметов, которые ранее им не могли позволить родители, законные представители (мобильные телефоны, планшеты и т.д.);

увеличение количества общений посредством мобильной связи и Интернета, с лицами, не являющимися их сверстникам;

появление денежных средств, в том числе и на средствах мобильной связи от посторонних лиц, происхождение которых дети не могут объяснить либо явно врут;

отказ посещать занятия, факультативы и др., резкое изменение отношения с положительного на негативное к лицу, которое проводило занятия, при этом не могут объяснить причину своего поведения;

отказ либо попытка избежать прохождения планового медицинского обследования;

стремление проводить больше времени на улице, в кругу друзей, в общении со взрослыми становятся замкнутыми;

боязнь взрослых, о происходящем насилии рассказывают «по секрету» своим близким друзьям, жалуются на боли половых и внутренних органов.

мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки;

отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности.

1.5. Появление невротических и психосоматических симптомов

беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;

боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;

сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;

боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);

головная боль, боли в области желудка и сердца;

навязчивые страхи;

расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

2. При выявлении признаков (фактов) насилия  в отношении ребенка необходимо: 

2.1. Учреждению образования:

педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя о произошедшем;

руководителю учреждения образования - незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в управление по образованию для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и отдел внутренних дел райисполкома для принятия мер реагирования;

- провести социальное расследование; в случае подтверждения фактов насилия в отношении ребенка - признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

- педагог-психолог оказывает ребенку психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку согласно статьи 18 Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи».

        Примечание: в случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем несовершеннолетнего, руководитель учреждения не информирует последнего.

2.2. Учреждению здравоохранения:

- медицинскому работнику, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя о произошедшем

 - руководителю учреждения здравоохранения - незамедлительно сообщить по телефону 102 (затем, в течение дня, направить письменную информацию) о случившемся в отдел внутренних дел райисполкома, в управление по образованию райисполкома, комиссию по делам несовершеннолетних райисполкома.

 3. Управлению по образованию:

- обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;

- при необходимости (в случае установлении факта насилии со стороны близких родственников, совместно проживающих членов семьи) принять решение об изъятии ребенка из семьи с целью разрешения вопроса о дальнейшем жизнеустройстве ребенка;

в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье.

4. Отдел внутренних дел райисполкома:

         - осуществляет изучение и анализ поступившей информации;

         - в установленном порядке проводит проверку по представленной информации.

5. В качестве профилактических мер, направленных на недопущение совершения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, использовать в работе:

5.1 Управление по образованию:

- организация и проведение общешкольного родительского собрания по данной тематике;

- проведение классных часов, бесед по вопросу профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних;

- информационная беседа о существующей уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

- изготовление листовок, памяток и другой печатной продукции по вопросам оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (информация о работе телефона доверия)  «Умей сказать «НЕТ», «Как защититься от преступника», «Что нужно знать, чтобы не стать жертвой»;

- проведение уроков здоровья;

- проведение дней здоровья;

- размещение информации, телефонов доверия на стендах;

- дополнение в план воспитательной работы классных руководителей мероприятий по половой неприкосновенности.

5.2. Отделу внутренних дел райисполкома в пределах своей компетенции, в ходе работы по выявлению лиц, склонных к совершению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, проверять:

-  лиц, проживающих отдельно либо имеющих возможность уединяться в отдельном жилом доме (дача, дом в деревне, здания религиозных общин и т.д.), в отношении которых поступила информация о том, что их периодически посещают  несовершеннолетние:

 для приобретения навыков рисования, моделирования или занятия каким-либо видом спорта и т.д. (разрешающие документы на проведение занятий с детьми отсутствуют);

 с целью распития спиртных напитков, курения табака, просмотров запрещенных видеофильмов и т.д.;

- лиц, в отношении которых поступила информации о том, что они бесцельно посещают территорию детских образовательных и дошкольных учреждений, в которых не проходят обучение или воспитание их дети;

- асоциальных лиц, проживающих с женщинами (мужчинами), имеющих на воспитании несовершеннолетних детей;

- лиц, в отношении которых поступила информация о том, что они безвозмездно неоднократно передают посторонним детям какие-либо предметы (телефоны, игрушки, сладости и т.п.), а также постоянно оказывают им знаки внимания;

- лиц, в отношении которых поступила информация о том, что они открыто предлагают несовершеннолетним вступить в половую связь, принять участие в откровенной видео - фотосъемке, либо показать посторонним интимные части тела;

- осуществляет мониторинг популярных социальных сетей, тематических сообществ, групп, сайтов сети Интернет.

                                                                       

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РАБОТНИКОВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРОТИВОПРАВНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ

Протокол межведомственного взаимодействия по работе с мужчинами-агрессорами, совершившими насилие в семье

АЛГОРИТМ действий работников УО, УЗ и ОВД при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению

Маркеры суицидального риска у несовершеннолетних (педагогам)

Алгоритм информирования о насилии в отношении детей

Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования  в случае выявления сексуального насилия над ребенком

При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо: 

1. Учреждение образования:

- педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;

-руководителю учреждения образования - незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;

-провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

-в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо:  совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего. 

Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно  изъять  ребенка из семьи. 

Приложение к решению комиссии по делам   несовершеннолетних облисполкомаот «31» марта 2015 г. №

Алгоритм действий специалистов учреждения образования по каждому факту самовольного ухода несовершеннолетнего из учреждений образования, в том числе  интернатных, из семьи

Настоящий алгоритм определяет порядок действий органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определенных Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-з «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в случаях самовольного ухода несовершеннолетнего из интернатного учреждения или из  семьи.

  1. Порядок действий должностных лиц учреждения образования при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего

1.1.  Сотрудник учреждения образования при обнаружении факта самовольного ухода несовершеннолетнего незамедлительно должен принять меры по самостоятельному розыску несовершеннолетнего.       

         В случае если принятые меры по розыску не дали положительных результатов сотрудник обязан немедленно поставить в известность руководителя учреждения.

 Руководитель в течение 30 минут с момента установления самовольного ухода  по телефону сообщает в дежурную часть территориального  РУ-ГО-РОВД после чего лично обращается с письменным заявлением.

В случае самовольного ухода  несовершеннолетнего, находящегося на полном государственном обеспечении, в интернатном  учреждении, либо замещающей семье руководителем (опекуном) незамедлительно направляется сообщение в   органы опеки и попечительства. Заявление о самовольном уходе несовершеннолетнего из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  в дежурную часть органов внутренних дел подается руководителем учреждения образования, органом опеки и попечительства, либо лицом, являющимся опекуном или попечителем. 

Справочно. При сообщении в дежурную часть о самовольном уходе необходимо указать следующие данные: фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего, дата рождения, рост, цвет глаз, волос, во что был одет, что при себе имел, сведения о родителях, знакомых и родственниках, адреса их проживания, имеющиеся номера телефонов, дату и время самовольного ухода, принятые меры по его розыску и их результаты, возможные причины ухода.

После регистрации письменного заявления о розыске несовершеннолетнего в отделе внутренних дел необходимо получить от дежурного, принявшего заявление, подтверждение о регистрации заявления. 

1.2. в течение 2-х часов руководитель учреждения образования информирует отдел образования, спорта и туризма о самовольном уходе воспитанника;

1.3. руководители учреждений незамедлительно сообщают в отдел внутренних дел об открывшихся новых обстоятельствах розыска, о поступлении информации от родителей несовершеннолетних, самовольно покинувших семью, учреждение и т.д.;

1.4.  при установлении несовершеннолетнего, при необходимости, ему оказывается психологическая помощь;

1.5. по каждому факту самовольного ухода проводится социальное расследование;

1.6. при необходимости (наличии оснований) готовится служебная записка на имя директора учреждения по устранению причин самовольных уходов и принятию мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам, допустившим упущения в работе, способствовавших самовольному уходу  несовершеннолетнего;

1.7. вопрос о самовольном уходе и причинах послуживших рассматриваются на заседании совета профилактики, при необходимости принимается решение о постановке несовершеннолетнего на внутриучрежденческий контроль, либо о признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении.

1.8. учреждение образования ежемесячно (не позднее 02 числа месяца, следующего за отчетным) представляют в отдел образования, спорта и туризма информацию о самовольных уходах несовершеннолетних, анализ их причин и принятых мер;

1.10.  отдел образования, спорта и туризма анализирует поступившую информацию о самовольных уходах несовершеннолетних из учреждений образования и  ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным) направляют сведения в управление образования облисполкома  с комплексом профилактических мер.

Алгоритм

взаимодействия сотрудников правоохранительных органов и педагогических работников учреждений образования при выявлении обучающихся, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества

Основные признаки потребления наркотиков:

заметное уменьшение или возрастание аппетита, жажды;

бледность, землистый цвет или покраснение лица, одутловатость, сальный цвет;

чрезмерно широкие или узкие зрачки;

круги под глазами;

сухость, шелушение, дряблость кожи, тусклость и ломкость волос;

сухость губ или повышенное слюноотделение;

потеря веса, тошнота, тремор, частый насморк, кашель;

появление нехарактерных запахов изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя);

следы от уколов и порезов (на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки);

появление предметов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул, таблеток (особенно снотворных или успокоительных), свертков, в том числе из фольги, полиэтиленовых пакетиков с «замками», желтых или коричневых пятен на теле или одежде, шприцев, игл, ампул, сухих частиц растений, закопченных ложек, похожих на пластилин комочков с сильным запахом;

появление таинственных звонков и странных разговоров по телефону, использование «шифра», жаргонных слов;

сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные ранее;

неустойчивость эмоционального состояния, подъемы настроения резко сменяются вспышками раздражительности, агрессии;

вялость, заторможенность, быстрая утомляемость, малая подвижность, сменяемые необъяснимым возбуждением, энергичность, бесцельные движения; 

Порядок действий педагогов при обнаружении наркотиков:

  1. При подозрении в том, что подросток потребляет наркотики:

при проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов;

предложите показать подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные вещества на письменный стол, парту;

после предоставления содержимого вещей предложите подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух метров;

по возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного телефона;

внимательно следите за поведением подростка, так как в процессе предоставления содержимого вещей, последний может попытаться их уничтожить (съесть, сдуть, выбросить в окно и т.д.), не оставляйте его в помещении одного;

нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных веществ, самих веществ, так как это в дальнейшем может уничтожить вещественные доказательства;

не пытайтесь попробовать подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, так как это может навредить здоровью;

в последующем необходимо вызвать милицию по телефону 102 для приезда следственно-оперативной группы;

 2. При появлении сведений об учащихся, потребляющих наркотики, мест потребления наркотиков, либо их реализации:

если подросток находится в состоянии наркотического опьянения, либо в неадекватном состоянии, необходимо обеспечить безопасность его и окружающих, обеспечить оказание медицинской помощи (вызов скорой помощи тел. 103), информировать родителей либо лиц их заменяющих и работников милиции;

при подозрении об употреблении наркотиков подростком, при наличии признаков их потребления, а также поступлении информации о местах возможного потребления и сбыта наркотиков направлять информационное письмо в территориальный ОВД;

в случае появления сведений, не терпящих принятия безотлагательных мер, информацию передать по телефону сотрудникам наркоконтроля либо инспекции по делам несовершеннолетних.

 

В помощь педагогу:

Если вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:

как можно лучше изучить специфику проблем, свя­занных с наркотиками (социальных, медицинских, психоло­гических, юридических);

предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле вос­приятия и активного вовлечения всех присутствующих в об­суждение);

с учетом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих об­суждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охва­тить необъятное;

позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слай­ды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.

Следует помнить!

Один наркоман способен втянуть в зависимость порядка 10 человек!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.