19 октября 2020 года в ГУО «Средняя школа №8 г. Молодечно» стартовал X педагогический марафон «Профессиональное самоопределение – условие успешной социализации личности».
С целью расширения представлений и знаний учащихся о мире профессий, формирования интересов и склонностей к изучаемым предметам и связанными с ними профессиями, самоопределения учащихся в выборе профессии в рамках дня учителя-предметника прошли открытые учебные и факультативные занятия. Библиотекарем Король П. Ю. в читальном зале школьной библиотеки была организована тематическая книжная выставка «Профессию подскажет книга».
День учителя-предметника
Профориентация через учебный предмет – одно из ведущих направлений профориентации учащихся. В ходе преподавания учебных предметов достигаются задачи трудовой подготовки учащихся, знакомство с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формируются у них трудовые умения и навыки, побуждение к сознательному выбору профессии. Учитель-предметник использует взаимосвязь учебных предметов и профессиональной сферы и обеспечивает помощь учащимся в сознательном выборе профессии на учебных занятиях
Предметы гуманитарного цикла влияют на становление нравственного, мировоззренческого фундамента профессиональной направленности, активизируют процесс ее развития, усиливают воздействие отдельных социально-экономических факторов профессионального самоопределения.
С целью расширения представлений и знаний учащихся о мире профессий учитель начальных классов Бондаренко Т.В. провела открытый урок по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» во II «Б» классе по теме «Огонь полезный и опасный. Чрезвычайные ситуации. Профессия пожарного-спасателя». Учащиеся на уроке сформировали представление о пользе и опасности огня в жизни человека, познакомились с правилами пожарной безопасности, учились правильно действовать в чрезвычайных ситуациях. Через использование наглядности, элементов занимательности учащиеся узнали, что, кроме простых людей, спасением жизней других занимаются пожарные – спасатели.
Учебное занятие по английскому языку в XI классе «Популярные профессии в стране изучаемого языка» провел учитель английского языка Новик В. В. Учащиеся совершенствовали на уроке навыки отбора необходимой информации, поискового чтения, восприятия речи на слух; развивали умения монологической речи в рамках обозначенной темы. К концу учебного занятия учащиеся смогли рассказать о популярных профессиях в стране изучаемого языка и обосновать свой выбор профессии. Проведение учебного занятия способствовало формированию самоопределения учащихся в выборе профессии, стремлению получить профессию, не только необходимую обществу, но и личностно-значимую для каждого учащегося.
С целью формирования у учащихся интереса к изучению учебных предметов и связанных с ним профессиями журналиста, редактора, сценариста, писателя Баневич Г.Б., учитель белорусского языка и литературы, провела учебное занятие по белорусскому языку в X классе по теме «Вывучэнне арфаэпічных нормаў на матэрыяле тэкстаў прафарыентацыйнай накіраванасці».
Учитель русского языка и литературы Погоцкая И. Б. в XI классе с филологическим профилем обучения провела открытый урок русского языка по теме «Простое предложение, его виды: пунктуационная норма» (составление текстов профессиональной направленности).
Педагоги-филологи через подбор соответствующих наглядных пособий, профориентационного материала, наиболее соответствующего содержанию тем, творческие работы учащихся, выполнение различного рода упражнений с практическим содержанием органично связали профориентационный материал с учебным материалом, содействовали формированию у учащихся интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанными с ними профессиями.
Учащиеся IX класса на факультативном занятии «Профессия моей мечты» по теме «Профессиональные интересы и склонности» (педагог социальный Войтович М. М.) знакомились с признаками проявления интереса, со значением интересов в жизни человека. Посредством диагностики выявляли особенности своих интересов и склонностей; соотносили область своих интересов и склонностей с требованиями различных профессий. Сделали вывод о том, что выбранная профессия должна нравиться человеку, приносить радость («я хочу»); это мне по силам («я могу»). Составили картотеку профессий и специальностей с кратким текстовым материалом, характеризующим деятельность ближайших учебных заведений.
День школьного библиотекаря
В рамках педагогического марафона библиотекарем Король П. Ю. в читальном зале школьной библиотеки была организована тематическая книжная выставка «Профессию подскажет книга». На выставке, которую 19 октября посетили учащиеся IX-XI классов, подобрана соответствующая литература. Книги рассказали об особенностях разных профессий, какую профессию выбрать, как рассчитать свои силы, какие бывают учебные заведения и еще о многом интересном.
Учащиеся вторых классов смогли отправиться в увлекательную игру- путешествие «Все профессии важны, все профессии нужны». Через элементы занимательности, игровой материал учащиеся получили представление о многообразии профессий и их важности для людей. В ходе игры получили представление о значении труда в жизни человека, учились уважительному и доброму отношению к людям разных профессий.