Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Schools.by приносит свои извинения за возникшие технические неполадки.

Компьютер и дети: будьте осторожны!

Дата: 4 октября 2015 в 18:59, Обновлено 7 октября 2016 в 08:29
984 просмотра

Компьютер и дети: будьте осторожны!


Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. И это не случайно. Столь же противоречивы и данные, получаемые в психологических исследованиях о влиянии компьютера на психическое развитие, становление личности детей и взрослых.

В этих исследованиях получено множество аргументов, говорящих о пользе компьютера – о его положительном влиянии на умственное развитие детей, о расширяющихся возможностях для обучения (в том числе и в процессе различных игр, например, стратегических), о том, что с помощью компьютерных технологий, и в первую очередь Интернета, снимается различие между центром и провинцией – современные обучающие технологии, доступ к информации становится доступной любому пользователю, вне зависимости от того, живет ли он в Москве, Париже или маленьком городе. Создано и создается множество специальных обучающих программ – для дошкольников, школьников, студентов. Замечено, что многими навыками – например, счета, чтения, чтения географических карт, – с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и лучше, чем при обычном обучении. Но это все с одной стороны.

С другой, – множество данных об опасностях, подстерегающих ребенка, приобщившегося к виртуальному миру. Это и нарушения нормального общения с детьми и взрослыми, и нечувствительность к эмоциям других людей, и перенапряжение глаз, и ожирение, – можно перечислит еще многое. Назовем лишь одну, возможно, самую главную и пугающую – уход ребенка в виртуальный мир, замена реальной жизни виртуальной, возникновение так называемой “компьютерной зависимости”, когда ребенок или взрослый проводит перед компьютером очень много времени, не может оторваться от него, когда время, проведенное без компьютера, кажется потерянным зря.

О чем говорят эти противоречия? Как представляется, о том, что компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет. Нельзя не согласиться с тем, что при неосторожном использовании компьютера травмы неизбежны. Но это можно сказать почти о любом предмете нашего обихода, даже о самых внешне безобидных детских игрушках.

Почему же именно компьютер вызывает такой накал страстей? А то, что во многих публикациях речь идет именно о таком “страстном” отношении к компьютеру доказывает “черно-белый” характер большинства публикаций – компьютер или друг, или враг третьего не дано. На мой взгляд, это связано с тем, что компьютер для большинства взрослых – относительно новое явление. Примерно так же в 40–50 г.г. относились к телевидению, возлагая на него большие надежды и ожидая всяческих бед. Время прошло. Телевизор стал обычным бытовым предметом, и теперь все понимают, что дело не в нем, а в том, насколько мы научились сами и научили наших детей правильно относиться к нему: выбирать программы для просмотра, соблюдать гигиенические требования и т.п. Так же и с компьютером. Ведь многие проблемы, которые описываются, как связанные с компьютером, на самом деле могут быть описаны и в связи с многими другими аспектами жизни. Например, чтение – столь же “сидячая деятельность”, она часто также отрицательно влияет на зрение, может способствовать ожирению и т.п. Дети, которые всему предпочитают чтение книг, часто бывают неловкими и неумелыми. И, думаю, все мы знаем, что далеко не всякая книга является “учебником души”.

Своеобразие ситуации в том, что в то время как для взрослых – компьютер – это относительно новое явление, для многих детей он – обычная вещь, предмет быта, такой же, как телефон или холодильник. И хотят этого взрослые или не хотят, но дети будут интересоваться компьютером, поскольку это отвечает важной человеческой потребности – соответствовать технологическому уровню своей эпохи. И здесь самое важное – какова вообще жизнь ребенка в реальности. Исследования показывают, что далеко не для всех детей и подростков компьютер, Интернет служат способам ухода от реального общения. Для многих, наоборот, это основа для общения с друзьями. “Компьютерная зависимость” возникает, как правило, у тех детей (и, кстати, взрослых тоже), которые не уверены в себе, испытывают трудности в реальной жизни, не могут наладить нормального общения с другими людьми. Такие люди убегают в мир фантазий (и компьютер – лишь одна из многих возможностей такого бегства) или максимально сужают свою жизнь (отсюда взрослые “трудоголики” и ограничивающие свою жизнь только учебой школьники).

Хотим мы или не хотим этого (а мне кажется, что очень многие взрослые этого хотят) компьютер постепенно становится обычным атрибутом быта – таким как телефон, телевизор, радиоприемник. Поэтому, на мой взгляд, нелепо пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка, на то, чтобы ему не надо было уходить от действительности, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.

 

                    Симптомы компьютерной  зависимости

По мнению американских психологов, на формирование компьютерной зависимости уходит от полугода до года.

  1.  Бегство в виртуал серьезно деформирует личность, у ребенка исчезает чувство реальности. В реальной  же жизни, столкнувшись с препятствиями, ему вряд ли удастся преодолеть их теми же способами, что в играх. Как следствие, возникает замкнутость в себе и в своем виртуальном мире, где все так, как хочет он.
  2.  Подросток реализует свои силы и способности в виртуальном мире, а личностный рост в мире реальном уходит на задний план.
  3. Ребенок ограничивает свой круг общения компьютером.

        В результате :                                 

- отсутствие жизненного опыта,

- инфантилизм в решении жизненных вопросов,

- трудности в социальной адаптации.

4.   Часто они проявляют агрессию по отношению к родителям, которые пытаются ограничить их общение с          компьютером.

5.    Любители компьютерных игр привыкают находиться в так называемом «пассивном возбуждении», когда удовольствие достигается без усилий, просто путем возбуждения подкорковых структур мозга, заведующих этой эмоцией. Это оказывает расслабляющее влияние на личность, отбивает инициативу, действует как наркотик.

Обратите внимание, если ваш ребенок:

1    Каждый день, без пропусков, играет на компьютере.

2    После начала игры теряет чувство времени.

3    Не хочет оставлять игру незавершенной.

 4    Ест без отрыва от монитора.

5    Не признает, что слишком много времени проводит за игрой на компьютере.

6    Не прекращает игру, если достигает какой-то уровень сложности, идет дальше.

7   Сравнивает свои результаты  со старыми, гордиться этим,  сообщает об этом всем, кому только можно.

8    Играет в разгар работы.                                                                        

9    Как только члены семьи направляются из дома, бросается к компьютеру  и с чувством      облегчения начинает играть.

  • Прежде всего, последствием долгих игр является эмоциональное и нервное напряжение ребенка, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия.
  • Другое наблюдение – дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию.
  • Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического  и  интеллектуального развития детей, хуже работают некоторые виды памяти.

Наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, инфантилизм

Как справиться с компьютерной зависимостью?

Советы психолога

 

 Что такое компьютерная зависимость?

ЧЕТЫРЕ стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр:

 

1. стадия легкой увлеченности

2. стадия увлеченности

3. стадия зависимости

4. стадия привязанности

 

Зависимый от компьютера человек - тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

 

СИМПТОМЫ  зависимости:

 - хорошее настроение или эйфория за компьютером;

 - нежелание отвлекаться от игры;

- раздражение при вынужденном отвлечении;

- забывание об обязанностях, учебе;

- еда перед компьютером;

- обсуждение компьютерной тематики со всеми;

 - неспособность спланировать окончание игры;

- потребность в обновлении компьютерных игр.

 

Отрицательное влияние  на физическое здоровье:

  • снижение зрения (миопия, дальнозоркость, синдром «сухого глаза»), иммунитета;
  • головные боли, боли в спине;
  • усталость, бессонница;
  • боль в запястье;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • сутулость.

 

Отрицательное влияние на психическое самочувствие:

 

· дети перестают фантазировать;

· снижаются некоторые виды памяти, свойства внимания;

· наблюдается эмоциональная незрелость;

· раздражительность, перепады настроения;

· агрессивное поведение.

 

Какой выход?

Можно ли уберечь детей?

 

1. Составить график  игры за компьютером;

2.Отвлекайте ребенка интересными книгами и занятиями в разных кружках.

3. Не забудьте про спорт.

4. Больше общайтесь со своим ребенком.

5. Приглашайте в дом друзей своего ребенка и чем больше, тем лучше, так как всем не хватит места за компьютерным столом. И дети придумают себе другое развлечение.

6.Контролируйте выбор игр своего ребенка.

7. Делайте перерывы между играми.

8. До 7-ми лет –20 минут, в 7-12 лет —1-3 ч. (но не ночью).

9. Не запрещать, а объяснять, почему те или иные игры не подходят для вашего ребенка.

10. Использовать соответствующие возрасту программы.

11. Никогда не есть перед компьютером!

 

НЕЛЬЗЯ!

Играть в игры, основанные на насилии.

Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями,  но и увеличит его доверие к ним.

 ПОМНИТЕ: Компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

 

Примеры:

13-летний подросток ограбил родных бабушку с дедушкой, чтобы разжиться деньгами для похода в интернет-кафе...

Старшеклассник, наигравшись в «Дьявол», жестоко избил попавшихся на его пути соседей - второклассников...

11-летний паренек умер от сердечного приступа прямо над клавиатурой. Выяснилось - он просидел в Сети почти 30 часов безвылазно.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.